Василий Кандинский – человек, который изменил все
На этом занятии мы поговорим с вами о творчестве одного из главных деятелей искусства 20 века – Василии Васильевиче Кандинском.
Конец 19 века, как мы помним из предыдущей лекции, – это время разделения художественного сообщества на условный «Мир Академистов» и «Мир Передвижников». Тогда многие художники обратились к бытовой среде, стремясь раскрыть и показать всему миру, как живут реальные, живые люди.
Но уже в 20 веке взгляд на эту жизнь не ограничился призмой реалистичного метода. Связано это прежде всего с тем, что каждый человек видит мир по-своему. И многие мастера заинтересовались разнообразными способами передачи своего опыта – кто-то более эмоциональными, кто-то более предметными – рациональными. Все ради того, чтобы отразить многообразие жизни.
Исторический контекст, конечно же, играл свою роль. Не то чтобы раньше не было войн или эпидемий. Но именно в 20 веке локальные события выходят на уровень глобального масштаба.
Именно поэтому в русском искусстве 20 века так много различных направлений. В основном эти направления поддерживаются объединениями художников. Герой нашей лекции – Василий Кандинский – стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник» в Германии. Это объединение работало в направлении абстракционизм. Об этом мы подробнее поговорим чуть позже, а пока давайте кратко обсудим биографию художника.
Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Обучался в Московском университете на юриста и, помимо изучения уголовного и римского права, тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого он отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней».
Есть несколько легенд, связанных с биографией художника. Например, многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. Оказалось, что Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Это была работа Клода Моне «Стог сена». После этого, твердо решив бросить карьеру юриста, Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене.
Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств. Вместе с первой женой Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Именно там появляются первые работы, которые можно отнести к беспредметному искусству.
И с этим также связана одна их легенд. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило: важно не то, что изображено на картине, а то, какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя. Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем.
С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской.
В 1921 году Кандинский со второй женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию, где его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль.
В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды: первый раз это было в России, во второй раз – в Германии.
Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы.
Таким образом, из биографии художника ясно прослеживается развитие его творческого метода. О его основе мы поговорим поподробнее в следующем блоке.
«Метод Кандинского» – синестезия искусства
В этот раз мы не будем выделять ключевые особенности метода Кандинского. А попытаемся для себя понять суть подхода.
Для начала, давайте разберемся с определением направления «Абстракционизм». Мне кажется наиболее точным вот это определение. Абстракционизм (лат. Abstractio – «удаление, отвлечение») – не нарративное (не повествовательное) искусство или в английской терминологии Abstract Art – искусство, отказавшееся от нарратива. Нарратив (англ. и фр. narrative, от лат. Narrare – рассказывать, повествовать) – созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. То есть смысл произведения абстракционизма раскрывается не через повествование или сюжет. А через что? Отвечает сам Кандинский: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись – это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о хлебе насущном». То есть, художник утверждает, что у языка живописи есть некие художественные формы. Давайте их опишем.
«Художественные формы» в работах Василия Кандинского основаны на синестезии. Синестезия – это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Давайте проведем сейчас очень быстрый эксперимент. На экране сейчас появятся определения 6-ти эмоций или состояний. А вы за несколько секунд представьте под эти определения тот цвет, который, как вам кажется, наиболее точно отражает ваше восприятие. Вы готовы?
Жарко
Спокойно
Кисло
Ожидание, длительно
Больно
Колюще, режуще
Надеюсь, что у вас получилось. И возможно, у некоторых появились пересечения в выборе цветов. Не исключено, что то, как мы воспринимаем цвета – это то, как нас научили видеть.
Но давайте как-то перенесем наш опыт на почву искусства. Вернемся к «Абстракционизму». И к тому, как связан наш эксперимент и это направление. Отказываясь от предметной живописи, художникам необходимо было начинать строить новый язык живописи. И основным средством выразительности этого нового языка стали цвета и формы. Василий Кандинский написал несколько трактатов, где разъяснил теорию восприятия цвета и формы. В трактате «О духовном в искусстве» он предлагает концепцию искусства, основанную на беспредметности.
«О духовном в искусстве»
В этом блоке мы обратились к трактату «О духовном в искусстве» Василия Кандинского. Мы проанализировали текст и выделили избранные цитаты, с которыми вы можете познакомиться в нашем конспекте.
«О духовном в искусстве» Кандинский написал еще в 1910 году в Мюнхене на немецком языке. Книга не сразу нашла своего издателя – настолько необычной для своего времени она казалась. Но когда книга увидела свет, и один за другим вышли три ее издания, о ней стали говорить как о новом Евангелии в жизни искусства. Русские художники познакомились с этой программной публикацией еще в 1911 году на своем съезде. Идеи книги оказали значительное влияние на всех передовых русских художников.
1. Настроение и тема текста
Теоретический труд Кандинского «О духовном в искусстве» является программным философским сочинением, в котором автор изложил свои взгляды на развитие современного искусства, сформулировал собственную художественно-эстетическую концепцию. Соответственно, и текст написан как философский, построенный на основе рассуждений – на переходах от частных размышлений к общим, и наоборот.
Основная идея состоит в том, что Кандинский признавал объективно существующее духовное начало, понимаемое им как конечная цель всех видов искусства. Задача этого трактата – описать, как создается это духовное начало и каковы отношения художника и зрителя в этой концепции.
Художник считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в абстрактной живописи, организованной из первоэлементов изобразительного языка – формы, линии, цвета – и их психофизического воздействия на человека. Автор считал, что «Психическая сила краски вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души».
Так, по сути, и сформировались основы беспредметной живописи. Принципы живописи прошлого, которые художники пытаются перенести в работы настоящего, не окажут такого воздействия на зрителя. Автор считал, что «Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведения, подобные мертворожденному ребенку». Но, при всем при этом, художники могут использовать формы прошлого для своих произведений, однако в русле подражания, ведь «Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью».
Главная идея эстетики Кандинского – «принцип внутренней необходимости». Принцип объясняет, что художественное содержание, его духовная сущность стремятся материализоваться, обрести чувственно воспринимаемую форму. Именно она является тем двигателем, который управляет творчеством каждого художника и развитием искусства в целом.
Смысл заглавия мы здесь не будем особо комментировать – «О духовном в искусстве» отражает основную идею и тему текста.
2. План текста
Книга содержит введение, восемь глав и заключительное слово. В качестве иллюстраций в ней помещены восемь репродукций и три цветные таблицы. Обложка и начало каждой главы оформлены чёрно-белыми заставками, выполненными в технике гравюры, созданными художником специально для немецкого издания.
Автор размышляет о движении в искусстве, о том, как осуществляется поворот к духовному (можно обратиться к цитате «О духовном»), как действуют различные цвета на зрителя. В конце автор рассуждает о задачах художника в искусстве.
По свидетельству самого художника, в течение нескольких лет (с 1904 по 1908) он записывал свои мысли и наблюдения, которые затем легли в основу будущего трактата. Именно поэтому текст может читаться как непоследовательный. Иногда для глубинного понимания некоторых фрагментов необходимо обратиться к трактату «Линия и точка на плоскости», который дополняет заявленные автором темы.
3. Приемы автора
Прибегая к увлекательным аналогиям, Кандинский много рассуждает об изобразительных средствах художника. Поэтому текст зачастую интересует не только начинающих художников и искусствоведов, но и философов, психологов.
4. Образ автора
Кандинский предвосхищает рождение абстрактного искусства, как наиболее чистого по воздействию на человеческую душу, и с оптимизмом смотрит в будущее, предвидя скорое рождение эпохи великой духовности. Автор проявляется как философ – автор оригинальной теории искусства.
В следующем блоке давайте рассмотрим тезисы из этого трактата на материале картины «Импровизация № 209», созданной в 1917 году.
«Импровизация №209» – лодка бессознательного
«Импровизация № 209» – одна из серии работ, выражающая бессознательные эмоциональные процессы. Сейчас мы с вами постараемся описать, какое состояние здесь запечатлел художник. Будем опираться на его авторское определение символизма цветов и форм. Сразу можно отметить, что общее впечатление от полотна – яркое, праздничное, здесь присутствуют острые, насыщенные цвета и формы. Но давайте обратимся к трактату «О духовном в искусстве», чтобы познакомиться с интерпретацией цветов от автора.
Один из основных цветов на полотне – синий. Вот что о нем пишет художник: «Чем темнее синий цвет, тем более он зовет человека в бесконечное, пробуждает в нем тоску по непорочному и, в конце концов, – сверхчувственному. Это цвет неба, как мы представляем его себе при звучании слова «небо». При сильном его углублении развивается элемент покоя». Если отталкиваться от небесной темы, то можно заметить, что здесь есть белые пятна, которые могут напоминать облака – в этом случае картина визуализирует призыв к бесконечному небесному мира.
Белый у Кандинского – это «Безмолвие и тишина; представляется как бы символом вселенной, из которой все краски, как материальные свойства и субстанции, исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки».
Желтый цвет, как следующий по заполняемости на полотне – «Беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия. Интересно, что лимон желтого цвета (острая кислота) и канарейка желтая (пронзительное пение). Здесь проявляется особенная интенсивность тона». Таким образом, желтый – цвет вмешательства. Усиливают этот эффект острые углы, в которых заключен этот цвет.
Следующие цвета: красный и оранжевый. Красный – сила. Безграничный характерно теплый цвет; внутренне он действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление почти целеустремленной необъятной мощи. В этом кипении и горении – главным образом, внутри себя и очень мало вовне – наличествует так называемая мужская зрелость. Оранжевый цвет возникает путем приближения красного цвета к человеку. Это очень живые, телесные и доминантные цвета.
Не много на работе зеленых оттенков, стремящихся к синим. Зелёный в своей целостности – это «равнодушие, не возбуждающее чувства, спокойствие; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет». В сочетании с синим – это безмолвие, покой, а с желтым – это некое усмирение.
Черного на работе почти нет. Но в чистом виде черный, по определению Кандинского, – это цвет угасания, мертвого.
Во взаимодействии все эти цвета образуют противопоставленные пары – энергии и покоя, тепла и холода – и попытки найти баланс между ними. Раскачивание в поисках баланса усиливается и в линиях и формах.
Покой, согласно Кандинскому, олицетворяют округлые формы – которые стремятся к своему началу – к точке. Движение воплощается через противоположные формы, выстроенные на основе линий. Линия – это «след перемещающейся точки, то есть ее произведение». Ее энергия.
Художник выделял взаимосвязи между разными формами и цветами. «Резкая краска в остроконечной форме усиливается в своих свойствах (например, желтый цвет в треугольнике). Цвета, склонные к углублению, усиливают свое воздействие при круглых формах (например, синий цвет в круге)».
Итак, стремящейся формой синего Кандинский указывал круг. Здесь синий один из самых уравновешенных. Но при этом есть много острого, вкрапления других цветов, а за счет этого – и динамики. И теплый желтый, красный, где-то привычно врывающийся, а иногда внезапно округлый – не такой взрывной, а более уютный и комфортный.
Работа предлагает нам поразмышлять о сочетаниях. Сочетание округлого и острого, теплого и холодного – как некий парад красок – раскраска. А с каким эмоциональным состоянием такой взрыв красок у вас ассоциируется?
Давайте подумаем, какие все-таки предметы здесь можно уловить. Для размышления давайте снова обратимся к фактам из биографии, которые можно связать с серией Импровизаций. Если помните, Кандинский очень тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Видите ли вы здесь элементы народного орнамента? А вот как выглядит пример узора Вологодской области, где художник был в экспедиции. Есть некоторые совпадения в яркости оттенков, в общем настроении.
Вспомните наше видео, где мы говорили о творческом методе художника. Там мы упоминали синестезию. Кандинский не только представлял себе, какую эмоцию визуализирует тот или иной цвет, но и слышал, как он звучит.
Попробуйте представить и вы. Какой характер у этой музыки? Какие инструменты играют?
Надеюсь, вы почувствовали настроение этой работы. Вживую ее можно увидеть в нашем музее, на выставке «Русское искусство 20 века». А сейчас я предлагаю закончить наше знакомство с этим произведением цитатой художника: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Пишите ваши мысли по этому поводу в наш чат в Телеграмм. Спасибо за внимание. До новых встреч!
Избранные цитаты
Искусство: «Это не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души. Живопись – это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном; и этот хлеб насущный может в данном случае быть предоставлен душе лишь этим и никаким другим способом». Кандинский здесь подчеркивает, что искусство не выбирает формы, которые должны быть понятны зрителю. Он утверждает, что формы искусства – это совершенно не ясный язык для разума человека, который, тем не менее, служит ему духовной пищей.
О периодах искусства: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. Так каждый культурный период создает свое собственное искусство, которое не может быть повторено. Стремление вдохнуть жизнь в художественные принципы прошлого может в лучшем случае вызвать художественные произведения, подобные мертворожденному ребенку». Но при всем при этом, художники могут использовать формы прошлого для своих произведений, однако в русле подражания, ведь «Мы не можем ни чувствовать, как древние греки, ни жить их внутренней жизнью».
«А в периоды, когда душа из-за материалистических воззрений, неверия и вытекающих отсюда чисто практических стремлений одурманивается и становится запущенной, возникает взгляд, что «чистое» искусство дается людям не для особых целей, а бесцельно, что искусство существует только для искусства… Это уничтожение внутреннего звучания, звучания, являющегося жизнью красок, это сеяние в пустоту сил художника, есть «искусство для искусства». Интересно отметить, что в данной цитате автор также не говорит о том, что искусство, даже в условный период запустения, подстраивается под запрос зрителя. Вместо этого оно становится бесцельным и «чистым».
О зрителе: Роль зрителя в искусстве является одной из главных в этом трактате. Зритель и его душа – это «движущая сила» искусства. Кандинский также видит возможность для зрителя встать в один ряд с художником: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника».
Современный Кандинскому зритель получает нелестную оценку: «Он хочет найти в художественном произведении или чистое подражание природе, которое могло бы служить практическим целям (портрет в обычном смысле и т. п.), или подражание природе, содержащее известную интерпретацию: «импрессионистская» живопись, или же, наконец, облеченные в формы, природы душевные состояния (то, что называют настроением)».
О художнике: Художник выступает первопричиной всего творчества. «Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу. Его отверстый глаз должен быть направлен на внутреннюю жизнь и ухо его всегда должно быть обращено к голосу внутренней необходимости. Тогда он будет прибегать ко всякому дозволенному и с той же легкостью ко всякому недозволенному средству». Его личность многогранна: «Он будет пытаться пробуждать более тонкие, пока еще безымянные чувства. Сам он живет сложной, сравнительно утонченной жизнью, и созданное им произведение безусловно пробудит в способном к тому зрителе более тонкие эмоции, которые не поддаются выражению в наших словах».
Кандинский также описывает «мистические» причины, по которым художнику необходимо творчество:
1) каждый художник, как творец, должен выразить то, что ему свойственно (индивидуальный элемент);
2) каждый художник, как дитя своей эпохи, должен выразить то, что присуще этой эпохе (элемент стиля во внутреннем значении, состоящий из языка эпохи и языка своей национальности, пока национальность существует, как таковая);
3) каждый художник, как служитель искусства, должен давать то, что свойственно искусству вообще (элемент чисто и вечно художественного, который проходит через всех людей, через все национальности и через все времена; этот элемент можно видеть в художественном произведении каждого художника, каждого народа и каждой эпохи; как главный элемент искусства он не знает ни пространства, ни времени).
Про цвет в произведении: Цвет в произведении искусства несет в себе «самые различные сущности» и его восприятие зависит от уровня душевной восприимчивости зрителя: «При низкой душевной восприимчивости, он может вызвать лишь поверхностное действие, которое исчезает вскоре после того, как прекратилось раздражение. Но и в этом состоянии это простейшее воздействие может иметь различный характер. Глаз больше и сильнее привлекается светлыми красками, а еще сильнее и больше более светлыми и теплыми тонами…. От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу. Тогда налицо второй главный результат наблюдения – психическое воздействие цвета. В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души».
О границах цвета: «Цвет не допускает безграничного распространения. Когда мы хотим, однако, передать цвет и его символ в материальной форме (как в живописи), то мы должны выбрать определенный тон из бесконечного ряда различных оттенков, то есть, при этом каждый тон имеет свои характеристики по шкале от холодного к теплому.»
О разных цветах: «Итак, склонность краски к холодному или теплому имеет неизмеримую внутреннюю важность и значение. Если нарисовать два круга одинаковой величины и закрасить один желтым, а другой синим цветом, то уже при непродолжительном сосредоточивании на этих кругах можно заметить, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Синий цвет, как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет. Вторым большим контрастом является различие между белым и черным – красками, которые образуют другую пару четырех главных звучаний – склонность краски к светлому или к темному. Эти последние также движутся или к зрителю, или от него, но не в динамической, а в статически застывшей форме (См. таблицу 1). Это действие усиливается, если добавить контраст светлого и темного: действие желтого цвета возрастает при посветлении (проще сказать – при примешивании белой краски); действие синего увеличивается при утемнении краски (подмешивании черной). То же происходит и с белым цветом, если замутить его черным. Он утрачивает свое постоянство и, в конце концов, возникает серый цвет, в отношении моральной ценности, очень близко стоящий к зеленому.
Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет.
При более детальной характеристике белый цвет, часто считающийся не-цветом (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят «белого в природе»), представляется как бы символом вселенной, из которой все краски, как материальные свойства и субстанции, исчезли. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято. Черный цвет есть нечто угасшее, вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему происходящему безучастный и ничего не приемлющий.
Цвет целиком соединяется с предметом и образует изолированно действующий элемент."
О форме: «Только форма может существовать самостоятельно, как изображение предмета (реального и нереального) или как чисто абстрактное ограничение пространства плоскости. Но, несмотря на все разнообразие, которое может принимать форма, она все же никогда не может переступить через две внешние границы, а именно: 1) илиформа, как отграничение, имеет целью путем этого отграничения выделить материальный предмет из плоскости, т.е. нанести этот материальный предмет на плоскость, или же 2) форма остается абстрактной, т.е. она не обозначает никакого реального предмета, а является совершенно абстрактным существом. Подобными, чисто абстрактными существами – которые, как таковые, имеют свою жизнь, свое влияние и свое действие – являются квадрат, круг, треугольник, ромб, трапеция и бесчисленные другие формы, которые становятся все более сложными и не имеют математических обозначений. Все эти формы являются равноправными гражданами в царстве абстрактного.
Итак, форма есть выражение внутреннего содержания. Такова ее внутренняя характеристика. Здесь следует вспомнить недавно приведенный пример с фортепиано, пример, где вместо «цвета» мы ставим «форму»; художник – это рука, которая путем того или иного клавиша (– формы) должным образом приводит человеческую душу в состояние вибрации. Мы назвали здесь этот принцип принципом внутренней необходимости. На примере красок и цвета Кандинский выводит первый живописный принцип, который звучит так: «Гармония красок направлена на целесообразное затрагивание человеческой души». Эту основу он называет принципом внутренней необходимости.
Здесь становится ясным взаимоотношение формы и краски. Треугольник, закрашенный желтым, круг – синим, квадрат – зеленым, снова треугольник, но зеленый, желтый круг, синий квадрат и т. д. Все это совершенно различные и совершенно различно действующие существа. Сознательный художник, однако, не может удовольствоваться протоколированием физического предмета; он непременно будет стремиться придать передаваемому предмету выражение – то, что раньше считалось идеализацией, позже называлось стилизацией, а завтра будет называться как-нибудь иначе.
О композиции:
Чисто художественная композиция ставит перед собой две задачи по отношению к форме:
1. Композицию всей картины. (Яркий пример этого – «Купальщицы» Сезанна – композиция в форме треугольника). Такое построение в геометрической форме является старым принципом, который в последнее время был оставлен, так как выродился в жесткие академические формулы, которые не имели больше никакого внутреннего смысла, не имели больше души. Применение Сезанном этого принципа придало последнему новую душу, причем особенно сильно подчеркнута была чисто живописно-композиционная сторона.
2. Создание отдельных форм, стоящих в различных комбинациях друг к другу, но которые подчиняются композиции целого. (При рассмотрении второй композиционной задачи – создания отдельных составных форм, предназначенных для постройки всей композиции – следует еще отметить, что та же форма при одинаковых условиях звучит всегда одинаково.
Путь художника: Из рассмотренных выше примеров применения краски, из необходимости и значения применения «естественных» форм в соединении с цветом, художник определяет свой путь. Путь этот лежит меж двух областей (сегодня являющихся и двумя опасностями): направо – целиком абстрактное, совершенно эмансипированное применение цвета в «геометрической» форме (опасность орнаментики); налево – более реальное, но слишком ослабленное внешними формами пользование цвета в «телесной» форме (фантастика). И в то же время уже имеется возможность (и, может быть, только сегодня) дойти до правой границы и переступить ее; точно так же и до левой границы, и за ее пределы. По ту сторону этих границ – направо – лежит чистая абстракция (т. е. абстракция более совершенная, чем абстракция геометрической формы) и налево – чистый реализм (т. е. более высокая фантастика – фантастика простейшей материи). А между ними безграничная свобода, глубина, широта, богатство возможностей; за ними же лежит область чистейшей абстракции и чистейшего реализма. Благодаря сегодняшнему моменту, в настоящее время все предоставлено для пользования художника. Сегодня – день свободы, которая мыслима только на заре великой эпохи. Но эта свобода, в то же время, и одна из величайших не-свобод, так как все эти возможности – внутри и по ту сторону границ – вырастают из одного и того же корня: из категорического зова внутренней необходимости.
О произведении искусства: «Истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. Итак, оно не есть безразлично и случайно возникшее явление, пребывающее безразлично в духовной жизни: оно, как каждое существо, обладает дальнейшими созидательными, активными силами. Оно живет, действует и участвует в созидании духовной атмосферы».
О духовном: Сфера духовной жизни в искусстве представляется Кандинским в образе треугольника. Его основная особенность – постоянное движение. Духовная жизнь представляется как изменчивая система, имеющая свое направление: «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь; это движение сложное, но определенное и переводимое в простое. Оно есть движение».
Автор следующим образом описывает структуру этого треугольника: «Во всех частях треугольника можно найти представителей искусства. Каждый из них, кто может поднять взор за пределы своей секции, для своего окружения является пророком и помогает движению упрямой повозки…. Периоды, когда искусство не имеет ни одного крупного представителя, когда отсутствует преображенный хлеб, являются периодами упадка в духовном мире. Души непрерывно падают из высших секций в низшие, и весь треугольник кажется стоящим неподвижно. Кажется, что он движется вниз и назад».
Ссылки на дополнительные материалы
Чат курса в Telegram:
https://t.me/howtoreadart

Используемые источники:

Василий Кандинский: картины с названиями, творчество и биография Кандинского | Артхив (artchive.ru)
Всеобщая история искусства. Курс лекций / И. А. Пантелеева, М. М. Миркес, М. В. Тарасова и др. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020с.
Книги из библиотеки музея:
Рапелли П. Кандинский / П. Рапелли; Пер. с англ. Е. Сорокиной. - М: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. - 144 с.: ил. - (Мастера и шедевры)
Лакост, Мишель Кониль. Кандинский [Текст] / Пер. : Л. И. Таруашвили. - Москва : Слово, 1995. - 96 с. : ил.; 28 см.
Книги о Кандинском для дополнительного чтения:
1. Дюхтинг Хайо «Кандинский»
Видео о Кандинском:
Кандинский. Искусство будущего - YouTube
История одного художника: Василий Кандинский - YouTube
Василий Кандинский. "Желтый звук" / Цвет времени / Телеканал Культура - YouTube
Библиотека иллюстратора: «Точка и линия на плоскости», В. Кандинский - YouTube
Лекция «Василий Кандинский в России» | Наталия Автономова - YouTube